Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Родительское собрание - «ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

Родительское собрание

 

Тема: «ТИПОЛОГИЯ  РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

 

Цель  собрания:

   Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.

Участники: классный руководитель, родители второклас­сников.

Форма проведения: родительский лекторий.

Организация родительского собрания-'

•   подготовка приглашений для родителей;

•   подготовка памятки для родителей;

•   разработка сценария собрания;

•   анкетирование родителей и детей.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук.

За то, что ты сын.

За то, что малыш,

Зато, что растешь,

За то, что на папу

И маму похож.

И эта любовь

До конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

8. Берестов

 

ХОД   СОБРАНИЯ

 

I.   Вступительное слово классного руководителя

      - Уважаемые родители!

Сегодня у нас особенная тема! Мы с вами будем говорить о любви. Когда вы слышите слово «любовь», что вы себе представляете?

(Запись на доске: ассоциации на слово «любовь».)

         Сегодняшнее собрание мы посвящаем любви - любви родителей к своим детям, друг к другу, к людям, к Родине. Актуальна, эта тема на сегодняшний день? Стоит ли обсуждать эту проблему? (Обмен мне­ниями.)

II.   Анализ   анкетирования

       Классный руководитель анализ анкет проводит в виде плаката. При анализе детских анкет обратить внимание на самые тревожные ответы.

 

Анкета для учащихся

1.  Я люблю, когда родители_________.

2.  Я не люблю, когда родители                 .

3.  Ты всегда делаешь то, что тебе велят родители?

4.  Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

5.  Радуешься ли ты, когда родителей нет дома, или это тебя огор­чает?

6.  Обижаешься ли ты, когда тебя родители справедливо наказы­вают?

7.  Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами, тайнами и даже лакомствами?

8.  Если родители переживают, сочувствуешь ли ты им? Как?

9.  Помогаешь ли ты родителям, когда они выполняют какую-то работу?

10.   Благодарны ли родители тебе за твою помощь?

11.   Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как посту­пать в той или иной ситуации?

 

Анкета для родителей

1.  Каким вы видите своего ребенка во взрослой жизни?

2.  Какие качества характера вы хотели бы в нем сформировать, чтобы он вырос хорошим человеком?

3.  Какие качества характера, присущие вам:

-  вы хотели бы увидеть в характере своего ребенка;

-  вы не хотели бы увидеть в характере своего ребенка?

4.  Может ли родительская любовь к ребенку быть разумной? При­ведите примеры.

5.  Что такое слепая родительская любовь? Приведите примеры.

6.  Если определить меру вашей родительской любви, то чего в ней больше?

7.  Какое правило в воспитании ребенка вы считаете для себя са­мым главным?

 

III.   Лекция  по теме собрания

      Представление о счастье каждый человек связывает с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Действительно, семья - это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя лич­ностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закла­дываются основы будущей личности.

    Источником благополучия ребенка в семье, условием его счаст­ливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит. Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности и душевного покоя. У человека дол­жен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активнее познает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

    Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить   сложные проблемы.

    Сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммуни­тет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих от­ношений.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что ос­тавлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли на­стоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродли­вой любви, главные из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

     (Предлагаются разновидности любви.)

 1. Любовь умиления.

     Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе предста­вить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразум­ная (напрашиваются слова - куриная (слепая)) любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, принципом его жизни ста­новится девиз дикаря, подлеца, хулигана: все, что я делаю, мне раз­решается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание.

     Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человече­ском общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга и костей. Он не знает своего долга перед роди­телями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, не понимает, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него склады­вается твердое убеждение в том, что он приносит счастье и радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.

     Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счас­тья детей. Все это - бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль, - это значит развращать детей.

2. Любовь деспотическая.

     Есть еще одна разновидность неразумной, инстинктивной роди­тельской любви. Это любовь деспотическая.

    «Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девя­тиклассника одной из школ города Кривой Рог Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям: моет полы, посуду, чис­тит одежду, обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают».

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить, чтобы умнее был и родителей уважал.

     Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из при­чин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человеч­ность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.

    Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, пос­лушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему так происходит?

    Причина этого явления - в неумении пользоваться своей влас­тью над ребенком, в превращении родителей в злую силу, подавляю­щую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим инструмен­том - родительской властью - надо подойти к ребенку так, чтобы не сломать этого еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.

    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей влас­тью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим.

 

     Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

3. Любовь откупа.

     Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.

Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая матери­альные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные по­собия - что же вам еще надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим количеством отцов - людьми, страдающими неизлечимым пороком, нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

     Почему речь идет прежде всего об отцах? Потому что среди мате­рей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездумное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образова­ния отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от обществен­ных обязанностей. Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.

Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недо­ступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участли­вость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

      Да, родительская любовь - прекрасное чувство, она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера. Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки. Понимая роль обра­зования, желая успеха в учебе, родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не дает хороших результатов. Такие дети как в жизни, так и в учебе ничего самостоятельно сделать не могут без подсказок, без напоми­нания о главном. Родители тем самым подавляют самостоятельность детей, так как эти дети знают, что им все подадут, за них приберут, их оденут, напомнят об уроках, помогут выполнить задание. Они пони­мают, что их постоянно выручают, и у таких детей не вырабатывается чувство ответственности за свои поступки. И дети привыкают к такому положению, что все делается для них, а от них ничего не требуется взамен. Обычно родители в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не заме­чают недостатков. Мнение родителей должно быть объективным и учитывать как достоинства, так и недостатки детей. Избалованный ребенок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут долго сердиться на грубость, дерзость, непослу­шание. Такие дети привыкают только брать, не отдавая ничего взамен, и начинают с пренебрежением относиться к родителям, а потом свое отношение будут переносить на учителей (позволяя себе насмешли­вые и критические замечания) и на других людей. Помните об этом и не ограждайте детей от обязанностей, будьте объективны к своим детям, требуйте от них самостоятельности и серьезного выполнения любого дела.

     Какой же должна быть родительская любовь?

     Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка про­буждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что созда­ет человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое трудное в деле воспитания человека. Любовь родителей к де­тям должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью.

IVТест  «Искусство воспитания»

 

 

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2

Говорят лис вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3

Интересуются ли они вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5

Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6

Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

8

 

9

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

А в детские праздники - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

10

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11

А телевизионные передачи и фильмы?

12

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13

Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

«Да» - 2 балла.

«Отчасти, иногда» - 1 балл. «Нет» - 0 баллов.

      Подсчитайте общий балл.

Более 20 баллов - ваши отношения с детьми можно считать благопо­лучными.

От 10 до 20 баллов - отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необхо­димо принять срочные меры для их улучшения.

 

V. Подведение итогов

     Классный руководитель вручает памятки родителям.

 

Памятка «Как  любить детей»

      Вряд ли чувство родительской любви - любить своих детей безгра­нично, больше собственной жизни - подвластно анализу, это совер­шенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за фор­мирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную.

     1. Для жертвенной любви характерны стремление во всем по­такать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка - лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

    2. Эгоистичная любовь - это любовь к «удобным» детям: послуш­ным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность.

    3. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникнове­нию невроза, к отклонениям в развитии детской личности.

    4. Для разумной любви характерны стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье.

 

VI. Решение родительского собрания

 

   1.  Учиться любить своих детей.

   2.  Формировать гармоничные, уважительные взаимоотношения родителей и детей в семье.

 

Памятка «Как  любить детей»

 

          Вряд ли чувство родительской любви - любить своих детей безгра­нично, больше собственной жизни - подвластно анализу, это совер­шенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за фор­мирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную.

       1. Для жертвенной любви характерны стремление во всем по­такать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка - лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

       2. Эгоистичная любовь - это любовь к «удобным» детям: послуш­ным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность.

       3. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникнове­нию невроза, к отклонениям в развитии детской личности.

      4. Для разумной любви характерны стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье.

 

 

Родительское собрание - Права и обязанности ребенка в семье

Родительское собрание

 

Права и обязанности ребенка в семье

 

Родительское собрание, проводимое совместно с детьми, создает широкие возможности для общения всех участников (родителей, школьников, классного руководителя), способствует дискуссионному решению проблем, помогает избежать взаимных наветов за глаза и обид. А тема прав и обязанностей ребенка в семье тем более требует совместности в обсуждении ее с детьми и их мамами и папами.

 

Цели:

•разъяснить права и взаимные обязанности членов семьи, в том числе детей;

•способствовать развитию уважения к родителям, чувства долга и ответственности.

Участники: родители и учащиеся.

Сведение в тему

Учитель. Сегодня мы поговорим о правах и обязанно­стях в семье. Действительность наших дней показывает, что их знание необходимо не только взрослым, но и детям. Каждый из нас является членом семьи. Мы живем с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родст­венниками. Семья - это маленький коллек­тив, в котором воспитываются дети, забо­тятся о старших членах семьи, организуется быт и отдых. От обстановки в семье во мно­гом зависит, как ребенок учится, работает, ведет себя в быту, в обществе. Я думаю, вы знаете, что существуют различ­ные организации, занимающиеся разработ­кой и контролем над соблюдением прав и обязанностей граждан (например, ООН). Государство также принимает различные меры по защите прав граждан, в том числе семейных прав - по сохранению и укреп­лению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Наши права и обязанности записаны во «Всеобщей декларации прав человека». На­ряду с родительскими правами и обязанно­стями существуют также права и обязанно­сти детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребенка». А какие права знаете вы?

Проводится обсуждение: заслушиваются учащие­ся, затем дается возможность родителям высказать свое мнение.

(Основные права: на жизнь; гражданство; образо­вание; отдых; заботу родителей; развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.)

Учитель. Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности.

Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от роди­телей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлени­ям. Поэтому у школьников в семье обяза­тельно должны быть свои обязанности. Ребята, какие обязанности есть у вас в се­мье? Как вы считаете, что вы должны делать, а что не должны?

Выслушиваются ответы учащихся. Дети, как прави­ло, говорят о том, что они должны в меру своих воз­можностей помогать в домашней работе, присмат­ривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о близких и помогать всем членам семьи, хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.

Учитель. А что могут добавить родители к ответам детей?

Родители высказываются.

разминка

Учитель. Разминкой для нашего сегодняшнего занятия послужат два упражнения, которые учат нас способности поставить себя на место другого и взаимопониманию с людьми.

Зеркало

Участники разбиваются на пары. Один будет зер­калом, другой - смотрящимся в него. Зеркало должно повторять все движения смотрящегося. Затем роли меняются.

После проведения упражнения оно обсуждается. Участники высказываются, трудно ли было выполнять упражнение, кем им больше понравилось быть - зер­калом или смотрящимся и почему?

 

Карусель

Обе группы (родители и дети) образуют два круга: внутренний и внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один - по часовой стрелке, дру­гой - против часовой. Затем, снова по сигналу, все останавливаются, и начинается работа в парах людей, оказавшихся друг напротив друга. Стоящие во внут­реннем круге играют роль родственника, которого другой человек долго не видел. Задача тех, кто стоит во внешнем круге, - продемонстрировать свою реак­цию на встречу.

Затем круг снова запускается.       Когда по сигналу ведущего круги останавливаются,  задание  меняется.  Теперь участники внешнего   круга   играют роль иностранца,    которого   люди                                                                                                            

из внутреннего круга встречают в аэропорту.                                                          

После     завершения упражнение обсуждается.    Ведущий обращает   внимание   участников на то, что  они при встрече гово­рили родственникам, какие эмоции проявляли и что говорили иностранцам. Он предлагает порассуждать, почему мы при встрече ведем себя по-разному с близкими и с незнакомыми людьми.

Учитель. Итак, вы видите, как важно, но порой не­просто соотносить свои права и обязанно­сти с правами и обязанностями другого. Для этого необходимы знания этих прав и уме­ние ставить себя на место другого. Следует помнить: прежде чем что-то сказать челове­ку, мы должны подумать, не обидит ли, не оскорбит ли его это.

Таблица

Учитель. Проведем небольшой эксперимент. Я пред­лагаю родителям и детям (каждым в отдель­ности) заполнить таблицу «Мои обязанно­сти». Ваша задача - распределить предло­женные обязанности между членами семьи. А потом мы сравним мнения родителей и детей.

Таблица

Папа

Мама

Я

Брат (сестра)

Дедушка, бабушка

 

 

 

 

 

 

Перечень обязанностей

Ремонтировать квартиру, воспитывать детей, смот­реть за порядком, охранять покой, ходить в школу (учить уроки, приносить хорошие отметки), ходить на работу, обеспечивать семью, заниматься дочерью, за­ниматься сыном, слушать и уважать маму и папу, создавать уют в семье,  помогать родителям, заниматься с младшим братом /сестрой/.

    Участники заполняют таблицы, затем все вместе обсуждают, что получилось.

    Дискуссия

Учитель.  «Я   имею  на  это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - Фразы, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сейчас вам  для обсуждения будет предос­тавлено на карточках несколько ситуаций. Скажите, правильно ли поступают участни­ки беседы и почему вы так думаете?

Ситуация 1

 Мама. Сколько раз тебе говорить: после одиннадцати часов вечера ты должен отправить своих гос­тей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но, мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу общения? (Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий    определенные, ограничения.   В данном случае поведение мальчика    ущемляет    права    и  свободы других лиц, проживающих    в    этой    квартире, и является нарушением общественного порядка.)  

Ситуация 2           

Мама. Доченька, я ухожу  на работу, прибе­рись,  пожалуйста, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Дочь. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Ты решишь свои задачи. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Дочь. А есть, между прочим, такой закон: я имею пра­во не выполнять любую работу, которая препят­ствует получению образования. (Ст. 32 Конвенции по правам ребенка защищает от экономической эксплуатации, а не от домашнего по­сильного труда.)

Работа по группам

Учитель. Следующее задание такое: перед вами спи­сок прав и обязанностей. Я прошу вас по группам (дети и родители) из предложен­ного списка зачитать те утверждения, кото­рые отражают ваши права, а затем то, что вы делать не обязаны.

1. Быть таким, какой есть.

2. Иногда ставить себя на первое место.

3. Быть безупречным на все сто процентов.

4. Просить о помощи и эмоциональной поддержке.

5. Любить людей, приносящих мне вред.

6. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

7. Побыть в одиночестве.

8. Говорить «нет, спасибо», «извините, нет».

9. Протестовать против несправедливого обращения.

10.  Жертвовать своими душевными потребностями ради кого-нибудь.

11. Менять убеждения по требованию кого-либо.
12. Выполнять неразумные приказы.

13. Отвечать за свои поступки.

14. Следовать за толпой, быть как все.

15. Выбиваться из сил ради других.

Упражнение выполняется, затем обсуждается.

Итоги занятия

Учитель. Нам всем нужно помнить: нет прав без обязанностей. Права есть у всех людей.  Права одного человека не должны ущемлять права другого. Давайте  будем  уважать друг друга   выполнять свои обязанности, помнить и оправах. И тогда наша жизнь будет легче и радостнее.

Уважаемые родители, дорогие ребята, я благодарю вас за наш сегодняшний разговор. Напоследок я про­шу вас продолжить одну или несколько из предложенных фраз (записывает начало фраз на доске):

1. Я сегодня задумался о ...

2. Мне сегодня понравилось (не понравилось)...

3. Я изменил мнение о...

4. Нужно обсудить на следующем собрании вопрос о

В конце нашего занятия я хочу вам раздать вот эти памятки. Они, надеюсь, помогут вам сохранить доб­рые и хорошие отношения в семье. (Раздаются памят­ки детям и советы родителям.)

Памятки

Законы воспитания (для родителей)

1.Закон единства требований, предъявляемых ре­бенку обоими родителями (бабушкой, дедушкой).

2.Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

3.Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

4.Закон значимости похвал для ребенка.

«Нельзя» (для детей)

1.Бездельничать, когда все трудятся.

2.Смеяться над старостью и старшими людьми; о старших надо говорить только с уважением.

3.Вступать в пререкания с взрослыми людьми.

4.Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне

Положение о родительском комитете МОУ СОШ №11

                                                                                                         Утверждено

                                                                                                         Приказ МОУ СОШ №11

                                                                                                         №128 от 30.08.2014 г.

                                                                                                         Директор МОУ СОШ №11

                                                                                                          ____________Латухин Ю. Н.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о родительском комитете МОУ СОШ №11

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность родительского комитета как органа самоуправления школы.

1.2. Родительский комитет создается в целях содействия общеобразовательному учреждению в осуществлении воспитания и обучения детей.

1.3. Положение о родительском комитете обсуждается и принимается на общем родительском собрании, утверждается и вводится в действие приказом по школе; изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся в том же порядке.

1.4. Родительский комитет (далее - комитет) избирается общим собранием родителей по представлению классных родительских комитетов. Комитет подчиняется и подотчетен общему родительскому собранию.

1.5. Срок полномочий комитета 1 год (ротация состава комитета проводится ежегодно на одну треть).

1.6. Численный состав комитета определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

1.7. Комитет организует свою работу следующим образом:

- на первом заседании избирает председателя, который организует работу членов комитета и постоянных или временных комиссий, создаваемых для реализации отдельных направлений в работе;

- составляет план работы на учебный год, содержание которого определяется с учетом установленной компетенции и задач, стоящих перед образовательным учреждением;

- принимает решения на заседаниях по рассматриваемым вопросам большинством голосов в присутствии не менее половины своего состава (заседания протоколируются).

1. 8. Для координации работы в состав комитета входит заместитель директора школы (педагогический работник по представлению руководства).

1.9. Деятельность комитета осуществляется в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством РФ в области образования, Уставом и настоящим Положением.

1.20. Решения комитета являются рекомендательными для участников образовательного процесса. Обязательными являются только те решения комитета, в целях, реализации которых издается приказ по общеобразовательному учреждению.

 

2. Основные задачи комитета

 

2.1. Содействие руководству школы:

- в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья обучающихся, свободного развития личности;

- в защите законных прав и интересов обучающихся, в т. ч. социально незащищенных;

- в организации и проведении общих внеклассных мероприятий.

2.2. Организация работы с родителями (законными представителями) обучающихся школы по разъяснению их прав и обязанностей, значения всестороннего воспитания ребенка в семье.

2.3. Установление единства воспитательного влияния на детей педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения и семьей.

2.4. Привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы, к организации педагогической пропаганды среди родителей и общественности.

2.5. Оказание непосредственной помощи руководству в укреплении материально-технической базы школы.

 

3. Функции родительского комитета

 

3.1. Содействует обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса (оказывает помощь, в частности, в приобретении учебников, подготовке наглядных методических пособий).

3.2. Координирует деятельность классных родительских комитетов.

3.3. Проводит разъяснительную и консультативную работу среди родителей (законных представителей) обучающихся об их правах и обязанностях.

3.4. Оказывает содействие в проведении общих внеклассных мероприятий.

3.5. Участвует в подготовке школы к новому учебному году.

3.6. Совместно с руководством школы контролирует организацию качественного питания обучающихся и их медицинского обслуживания.

3.7. Оказывает помощь руководству школы в организации и проведении общих родительских собраний.

3.8. Рассматривает обращения в свой адрес, а также обращения по вопросам, отнесенным настоящим Положением к компетенции комитета, по поручению директора школы.

3.9. Обсуждает локальные акты общеобразовательного учреждения по вопросам, входящим в компетенцию комитета.

3.10. Принимает участие в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса, выполнения санитарно-гигиенических правил и норм.

3.11. Организует и проводит собрания, доклады, лекции для родителей, беседы (круглые столы) по вопросам семейного воспитания детей.

3.12. Взаимодействует с общественными организациями по вопросам пропаганды школьных традиций, уклада школьной жизни.

3.13. Взаимодействует с педагогическим коллективом школы по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди несовершеннолетних обучающихся.

3.14. Взаимодействует с другими органами самоуправления школы по вопросам проведения общих внеклассных мероприятий и другим, относящимся к компетенции комитета.

3.15. Осуществляет мероприятия по укреплению хозяйственной и учебно-материальной базы школы, её благоустройству и созданию в ней оптимальных условий для пребывания детей в учебных кабинетах и группах продленного дня.

 

4. Права родительского комитета

 

4.1. Вносить предложения руководству и органам самоуправления школы по совершенствованию управления, получать информацию о результатах их рассмотрения.

4.2. Обращаться за разъяснениями в учреждения и организации по вопросам воспитания детей.

4.3. Заслушивать и получать информацию от руководства школы, других органов управления о результатах образовательного процесса, о воспитании обучающихся.

4.4. Вызывать на свои заседания родителей (законных представителей) обучающихся по представлению (решению) классного родительского комитета, исчерпавшего возможности педагогического воздействия.

4.5. Принимать участие в обсуждении локальных актов школы в части установления прав обучающихся.

4.6. Давать разъяснения и принимать меры по рассматриваемым обращениям родителей (законных представителей) обучающихся, председателей классных родительских комитетов по вопросам охраны жизни и здоровья обучающихся, соблюдению их прав.

4.7. Выносить общественное порицание родителям, уклоняющимся от воспитания детей в семье.

4.8. Поощрять родителей (законных представителей) обучающихся за активную работу в комитете, оказание помощи в проведении общих внеклассных мероприятий, за укрепление материально-технической базы образовательного процесса.

4.9. Организовывать постоянные или временные комиссии под руководством членов комитета для исполнения своих функций на более высоком уровне.

4.10. Разрабатывать и принимать локальные акты в рамках установленной компетенции (решения заседаний комитета о классных родительских комитетах, о комиссиях комитета).

4.11. Председатель комитета может присутствовать (с последующим информированием комитета) на заседаниях педагогического совета, других органов самоуправления по вопросам соблюдения Устава, дисциплины, соблюдения прав обучающихся.

4.12. Принимать участие в решении вопросов по оказанию материальной помощи социально незащищенным обучающимся.

 

5. Ответственность родительского комитета

 

Комитет отвечает за:

5.1. Выполнение плана работы.

5.2. Выполнение решений, реализацию рекомендаций.

5.3. Установление взаимопонимания и взаимодействия между руководством школы, педагогическими работниками и родителями (законными представителями) обучающихся в вопросах семейного и общественного воспитания.

5.4. Качественное принятие решений в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Бездействие отдельных членов комитета или всего комитета.

Члены комитета, не принимающие участия в его работе, по представлению председателя могут быть отозваны избирателями (общим родительским собранием).

 

6. Организация работы

 

6.1. В состав Комитета входят представители родителей (законных представителей) обучающихся. Представители в Комитет избираются ежегодно на классных родительских собраниях в начале учебного года.

6.2. Численный состав Комитета общеобразовательное учреждение определяет самостоятельно.

6.3. Из своего состава Комитет избирает председателя (в зависимости от численного состава могут избираться заместители председателя, секретарь).

6.4. Комитет работает по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласуются с руководителем общеобразовательного учреждения.

6.5. О своей работе Комитет отчитывается перед общешкольным родительским собранием не реже одного раза в год.

6.6. Комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.

6.7. Переписка Комитета по вопросам, относящимся к его компетенции, ведется от имени общеобразовательного учреждения, документы подписывают руководитель общеобразовательного учреждения и председатель Комитета

 

7. Делопроизводство родительского комитета

 

7.1. Комитет ведет протоколы своих заседаний и общих родительских собраний в соответствии с Инструкцией о ведении делопроизводства общеобразовательного учреждения.

7.2. Планы, отчеты о проделанной работе, протоколы заседаний хранятся в общеобразовательном учреждении. Срок хранения не более трех лет.

7.3. Ответственность за делопроизводство в комитете возлагается на председателя или избранного секретаря комитета