Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Родительское собрание - Права и обязанности ребенка в семье

Родительское собрание

 

Права и обязанности ребенка в семье

 

Родительское собрание, проводимое совместно с детьми, создает широкие возможности для общения всех участников (родителей, школьников, классного руководителя), способствует дискуссионному решению проблем, помогает избежать взаимных наветов за глаза и обид. А тема прав и обязанностей ребенка в семье тем более требует совместности в обсуждении ее с детьми и их мамами и папами.

 

Цели:

•разъяснить права и взаимные обязанности членов семьи, в том числе детей;

•способствовать развитию уважения к родителям, чувства долга и ответственности.

Участники: родители и учащиеся.

Сведение в тему

Учитель. Сегодня мы поговорим о правах и обязанно­стях в семье. Действительность наших дней показывает, что их знание необходимо не только взрослым, но и детям. Каждый из нас является членом семьи. Мы живем с родителями, братьями, сестрами, бабушками, дедушками и другими родст­венниками. Семья - это маленький коллек­тив, в котором воспитываются дети, забо­тятся о старших членах семьи, организуется быт и отдых. От обстановки в семье во мно­гом зависит, как ребенок учится, работает, ведет себя в быту, в обществе. Я думаю, вы знаете, что существуют различ­ные организации, занимающиеся разработ­кой и контролем над соблюдением прав и обязанностей граждан (например, ООН). Государство также принимает различные меры по защите прав граждан, в том числе семейных прав - по сохранению и укреп­лению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Наши права и обязанности записаны во «Всеобщей декларации прав человека». На­ряду с родительскими правами и обязанно­стями существуют также права и обязанно­сти детей, которые записаны в «Конвенции о правах ребенка». А какие права знаете вы?

Проводится обсуждение: заслушиваются учащие­ся, затем дается возможность родителям высказать свое мнение.

(Основные права: на жизнь; гражданство; образо­вание; отдых; заботу родителей; развитие личности, талантов, умственных и физических способностей.)

Учитель. Следует помнить, что если есть права, то есть и обязанности.

Законом непосредственно не установлены какие-либо обязанности детей, но это не значит, что дети могут получать все от роди­телей, а сами не принимать никакого участия в жизни семьи. Такое поведение не отвечает моральным, нравственным представлени­ям. Поэтому у школьников в семье обяза­тельно должны быть свои обязанности. Ребята, какие обязанности есть у вас в се­мье? Как вы считаете, что вы должны делать, а что не должны?

Выслушиваются ответы учащихся. Дети, как прави­ло, говорят о том, что они должны в меру своих воз­можностей помогать в домашней работе, присмат­ривать за своими младшими братьями и сестрами, заботиться о близких и помогать всем членам семьи, хорошо учиться, соблюдать установленный в семье порядок и т.п.

Учитель. А что могут добавить родители к ответам детей?

Родители высказываются.

разминка

Учитель. Разминкой для нашего сегодняшнего занятия послужат два упражнения, которые учат нас способности поставить себя на место другого и взаимопониманию с людьми.

Зеркало

Участники разбиваются на пары. Один будет зер­калом, другой - смотрящимся в него. Зеркало должно повторять все движения смотрящегося. Затем роли меняются.

После проведения упражнения оно обсуждается. Участники высказываются, трудно ли было выполнять упражнение, кем им больше понравилось быть - зер­калом или смотрящимся и почему?

 

Карусель

Обе группы (родители и дети) образуют два круга: внутренний и внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один - по часовой стрелке, дру­гой - против часовой. Затем, снова по сигналу, все останавливаются, и начинается работа в парах людей, оказавшихся друг напротив друга. Стоящие во внут­реннем круге играют роль родственника, которого другой человек долго не видел. Задача тех, кто стоит во внешнем круге, - продемонстрировать свою реак­цию на встречу.

Затем круг снова запускается.       Когда по сигналу ведущего круги останавливаются,  задание  меняется.  Теперь участники внешнего   круга   играют роль иностранца,    которого   люди                                                                                                            

из внутреннего круга встречают в аэропорту.                                                          

После     завершения упражнение обсуждается.    Ведущий обращает   внимание   участников на то, что  они при встрече гово­рили родственникам, какие эмоции проявляли и что говорили иностранцам. Он предлагает порассуждать, почему мы при встрече ведем себя по-разному с близкими и с незнакомыми людьми.

Учитель. Итак, вы видите, как важно, но порой не­просто соотносить свои права и обязанно­сти с правами и обязанностями другого. Для этого необходимы знания этих прав и уме­ние ставить себя на место другого. Следует помнить: прежде чем что-то сказать челове­ку, мы должны подумать, не обидит ли, не оскорбит ли его это.

Таблица

Учитель. Проведем небольшой эксперимент. Я пред­лагаю родителям и детям (каждым в отдель­ности) заполнить таблицу «Мои обязанно­сти». Ваша задача - распределить предло­женные обязанности между членами семьи. А потом мы сравним мнения родителей и детей.

Таблица

Папа

Мама

Я

Брат (сестра)

Дедушка, бабушка

 

 

 

 

 

 

Перечень обязанностей

Ремонтировать квартиру, воспитывать детей, смот­реть за порядком, охранять покой, ходить в школу (учить уроки, приносить хорошие отметки), ходить на работу, обеспечивать семью, заниматься дочерью, за­ниматься сыном, слушать и уважать маму и папу, создавать уют в семье,  помогать родителям, заниматься с младшим братом /сестрой/.

    Участники заполняют таблицы, затем все вместе обсуждают, что получилось.

    Дискуссия

Учитель.  «Я   имею  на  это право!», «Почему вы нарушаете мои права?» - Фразы, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Сейчас вам  для обсуждения будет предос­тавлено на карточках несколько ситуаций. Скажите, правильно ли поступают участни­ки беседы и почему вы так думаете?

Ситуация 1

 Мама. Сколько раз тебе говорить: после одиннадцати часов вечера ты должен отправить своих гос­тей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын. Но, мама! Ты же все равно в одиннадцать еще не спишь. Кроме того, имею я право на свободу общения? (Ст. 15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт 2, предусматривающий    определенные, ограничения.   В данном случае поведение мальчика    ущемляет    права    и  свободы других лиц, проживающих    в    этой    квартире, и является нарушением общественного порядка.)  

Ситуация 2           

Мама. Доченька, я ухожу  на работу, прибе­рись,  пожалуйста, помой после себя посуду, сходи в магазин.

Дочь. Мама, у меня завтра контрольная. Мама. Ты решишь свои задачи. Нельзя же оставлять в доме бардак!

Дочь. А есть, между прочим, такой закон: я имею пра­во не выполнять любую работу, которая препят­ствует получению образования. (Ст. 32 Конвенции по правам ребенка защищает от экономической эксплуатации, а не от домашнего по­сильного труда.)

Работа по группам

Учитель. Следующее задание такое: перед вами спи­сок прав и обязанностей. Я прошу вас по группам (дети и родители) из предложен­ного списка зачитать те утверждения, кото­рые отражают ваши права, а затем то, что вы делать не обязаны.

1. Быть таким, какой есть.

2. Иногда ставить себя на первое место.

3. Быть безупречным на все сто процентов.

4. Просить о помощи и эмоциональной поддержке.

5. Любить людей, приносящих мне вред.

6. Чувствовать себя виноватым за свои желания.

7. Побыть в одиночестве.

8. Говорить «нет, спасибо», «извините, нет».

9. Протестовать против несправедливого обращения.

10.  Жертвовать своими душевными потребностями ради кого-нибудь.

11. Менять убеждения по требованию кого-либо.
12. Выполнять неразумные приказы.

13. Отвечать за свои поступки.

14. Следовать за толпой, быть как все.

15. Выбиваться из сил ради других.

Упражнение выполняется, затем обсуждается.

Итоги занятия

Учитель. Нам всем нужно помнить: нет прав без обязанностей. Права есть у всех людей.  Права одного человека не должны ущемлять права другого. Давайте  будем  уважать друг друга   выполнять свои обязанности, помнить и оправах. И тогда наша жизнь будет легче и радостнее.

Уважаемые родители, дорогие ребята, я благодарю вас за наш сегодняшний разговор. Напоследок я про­шу вас продолжить одну или несколько из предложенных фраз (записывает начало фраз на доске):

1. Я сегодня задумался о ...

2. Мне сегодня понравилось (не понравилось)...

3. Я изменил мнение о...

4. Нужно обсудить на следующем собрании вопрос о

В конце нашего занятия я хочу вам раздать вот эти памятки. Они, надеюсь, помогут вам сохранить доб­рые и хорошие отношения в семье. (Раздаются памят­ки детям и советы родителям.)

Памятки

Законы воспитания (для родителей)

1.Закон единства требований, предъявляемых ре­бенку обоими родителями (бабушкой, дедушкой).

2.Закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

3.Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

4.Закон значимости похвал для ребенка.

«Нельзя» (для детей)

1.Бездельничать, когда все трудятся.

2.Смеяться над старостью и старшими людьми; о старших надо говорить только с уважением.

3.Вступать в пререкания с взрослыми людьми.

4.Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи.

Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне