Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:

Родительское собрание - «ТИПОЛОГИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

Родительское собрание

 

Тема: «ТИПОЛОГИЯ  РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

ИСКУССТВО ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ»

 

Цель  собрания:

   Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.

Участники: классный руководитель, родители второклас­сников.

Форма проведения: родительский лекторий.

Организация родительского собрания-'

•   подготовка приглашений для родителей;

•   подготовка памятки для родителей;

•   разработка сценария собрания;

•   анкетирование родителей и детей.

Любим тебя без особых причин,

За то, что ты внук.

За то, что ты сын.

За то, что малыш,

Зато, что растешь,

За то, что на папу

И маму похож.

И эта любовь

До конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

8. Берестов

 

ХОД   СОБРАНИЯ

 

I.   Вступительное слово классного руководителя

      - Уважаемые родители!

Сегодня у нас особенная тема! Мы с вами будем говорить о любви. Когда вы слышите слово «любовь», что вы себе представляете?

(Запись на доске: ассоциации на слово «любовь».)

         Сегодняшнее собрание мы посвящаем любви - любви родителей к своим детям, друг к другу, к людям, к Родине. Актуальна, эта тема на сегодняшний день? Стоит ли обсуждать эту проблему? (Обмен мне­ниями.)

II.   Анализ   анкетирования

       Классный руководитель анализ анкет проводит в виде плаката. При анализе детских анкет обратить внимание на самые тревожные ответы.

 

Анкета для учащихся

1.  Я люблю, когда родители_________.

2.  Я не люблю, когда родители                 .

3.  Ты всегда делаешь то, что тебе велят родители?

4.  Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен сделать сам?

5.  Радуешься ли ты, когда родителей нет дома, или это тебя огор­чает?

6.  Обижаешься ли ты, когда тебя родители справедливо наказы­вают?

7.  Хочется ли тебе поделиться с родителями своими проблемами, тайнами и даже лакомствами?

8.  Если родители переживают, сочувствуешь ли ты им? Как?

9.  Помогаешь ли ты родителям, когда они выполняют какую-то работу?

10.   Благодарны ли родители тебе за твою помощь?

11.   Нравится ли тебе, когда родители тебе советуют, как посту­пать в той или иной ситуации?

 

Анкета для родителей

1.  Каким вы видите своего ребенка во взрослой жизни?

2.  Какие качества характера вы хотели бы в нем сформировать, чтобы он вырос хорошим человеком?

3.  Какие качества характера, присущие вам:

-  вы хотели бы увидеть в характере своего ребенка;

-  вы не хотели бы увидеть в характере своего ребенка?

4.  Может ли родительская любовь к ребенку быть разумной? При­ведите примеры.

5.  Что такое слепая родительская любовь? Приведите примеры.

6.  Если определить меру вашей родительской любви, то чего в ней больше?

7.  Какое правило в воспитании ребенка вы считаете для себя са­мым главным?

 

III.   Лекция  по теме собрания

      Представление о счастье каждый человек связывает с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Действительно, семья - это одно из немногих мест, где человек может почувствовать себя лич­ностью, получить подтверждение своей значимости и уникальности. Семья дает первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Это первый коллектив ребенка, естественная среда его развития, где закла­дываются основы будущей личности.

    Источником благополучия ребенка в семье, условием его счаст­ливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Ребенок должен быть уверен, что его кто-то очень любит. Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности и душевного покоя. У человека дол­жен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть защита от невзгод. При этом ребенок активнее познает мир, легче овладевает знаниями, у него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей.

    Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить   сложные проблемы.

    Сердечность, чуткость, отзывчивость - это моральный иммуни­тет против зла и приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих от­ношений.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что ос­тавлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли на­стоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродли­вой любви, главные из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

     (Предлагаются разновидности любви.)

 1. Любовь умиления.

     Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе предста­вить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразум­ная (напрашиваются слова - куриная (слепая)) любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, принципом его жизни ста­новится девиз дикаря, подлеца, хулигана: все, что я делаю, мне раз­решается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание.

     Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человече­ском общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга и костей. Он не знает своего долга перед роди­телями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, не понимает, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него склады­вается твердое убеждение в том, что он приносит счастье и радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.

     Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счас­тья детей. Все это - бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль, - это значит развращать детей.

2. Любовь деспотическая.

     Есть еще одна разновидность неразумной, инстинктивной роди­тельской любви. Это любовь деспотическая.

    «Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши-девя­тиклассника одной из школ города Кривой Рог Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям: моет полы, посуду, чис­тит одежду, обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо, и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают».

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить, чтобы умнее был и родителей уважал.

     Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из при­чин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человеч­ность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.

    Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, пос­лушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему так происходит?

    Причина этого явления - в неумении пользоваться своей влас­тью над ребенком, в превращении родителей в злую силу, подавляю­щую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим инструмен­том - родительской властью - надо подойти к ребенку так, чтобы не сломать этого еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.

    Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей влас­тью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим.

 

     Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

3. Любовь откупа.

     Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.

Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая матери­альные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные по­собия - что же вам еще надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим количеством отцов - людьми, страдающими неизлечимым пороком, нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

     Почему речь идет прежде всего об отцах? Потому что среди мате­рей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездумное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образова­ния отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от обществен­ных обязанностей. Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.

Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недо­ступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участли­вость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

      Да, родительская любовь - прекрасное чувство, она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера. Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки. Понимая роль обра­зования, желая успеха в учебе, родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не дает хороших результатов. Такие дети как в жизни, так и в учебе ничего самостоятельно сделать не могут без подсказок, без напоми­нания о главном. Родители тем самым подавляют самостоятельность детей, так как эти дети знают, что им все подадут, за них приберут, их оденут, напомнят об уроках, помогут выполнить задание. Они пони­мают, что их постоянно выручают, и у таких детей не вырабатывается чувство ответственности за свои поступки. И дети привыкают к такому положению, что все делается для них, а от них ничего не требуется взамен. Обычно родители в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не заме­чают недостатков. Мнение родителей должно быть объективным и учитывать как достоинства, так и недостатки детей. Избалованный ребенок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут долго сердиться на грубость, дерзость, непослу­шание. Такие дети привыкают только брать, не отдавая ничего взамен, и начинают с пренебрежением относиться к родителям, а потом свое отношение будут переносить на учителей (позволяя себе насмешли­вые и критические замечания) и на других людей. Помните об этом и не ограждайте детей от обязанностей, будьте объективны к своим детям, требуйте от них самостоятельности и серьезного выполнения любого дела.

     Какой же должна быть родительская любовь?

     Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка про­буждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что созда­ет человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку. Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое трудное в деле воспитания человека. Любовь родителей к де­тям должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью.

IVТест  «Искусство воспитания»

 

 

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2

Говорят лис вами дети по душам, советуются ли по личным делам?

3

Интересуются ли они вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей ваших детей?

5

Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

6

Проверяете ли вы, как они учат уроки?

7

Есть ли у вас общие занятия и увлечения?

8

 

9

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

А в детские праздники - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их без взрослых?

10

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

11

А телевизионные передачи и фильмы?

12

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

13

Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

14

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

«Да» - 2 балла.

«Отчасти, иногда» - 1 балл. «Нет» - 0 баллов.

      Подсчитайте общий балл.

Более 20 баллов - ваши отношения с детьми можно считать благопо­лучными.

От 10 до 20 баллов - отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов - ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необхо­димо принять срочные меры для их улучшения.

 

V. Подведение итогов

     Классный руководитель вручает памятки родителям.

 

Памятка «Как  любить детей»

      Вряд ли чувство родительской любви - любить своих детей безгра­нично, больше собственной жизни - подвластно анализу, это совер­шенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за фор­мирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную.

     1. Для жертвенной любви характерны стремление во всем по­такать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка - лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

    2. Эгоистичная любовь - это любовь к «удобным» детям: послуш­ным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность.

    3. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникнове­нию невроза, к отклонениям в развитии детской личности.

    4. Для разумной любви характерны стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье.

 

VI. Решение родительского собрания

 

   1.  Учиться любить своих детей.

   2.  Формировать гармоничные, уважительные взаимоотношения родителей и детей в семье.

 

Памятка «Как  любить детей»

 

          Вряд ли чувство родительской любви - любить своих детей безгра­нично, больше собственной жизни - подвластно анализу, это совер­шенно естественно для матери и отца! Отсутствие у родителей любви к детям воспринимается как уродство, патология. Однако родительская любовь может быть разной - от слепой, неразумной, до неразрывно связанной с чувством родительского долга, ответственности за фор­мирование детской личности. Родительскую любовь можно условно разделить на жертвенную, эгоистичную, деспотичную, разумную.

       1. Для жертвенной любви характерны стремление во всем по­такать ребенку, не ограничивать его желаний даже тогда, когда они неразумны и идут ему во вред; отсутствие требований, подчинение желаний и интересов других членов семьи сиюминутным прихотям ребенка - лишь бы не огорчать его! Такая любовь к детям способна воспитать из них эгоистов и потребленцев.

       2. Эгоистичная любовь - это любовь к «удобным» детям: послуш­ным, нетребовательным, которых родители стараются приспособить к собственным взрослым потребностям и интересам, не считаясь с детскими возможностями и желаниями. Если ребенок сопротивляется, его лишают родительской ласки и любви. Такая любовь воспитывает либо безволие, приспособленчество, неискренность, либо упрямство и агрессивность.

       3. Деспотичной можно назвать любовь родителей, одержимых стремлением сделать все для личного и профессионального успеха детей в будущем. Они форсируют физическое и интеллектуальное развитие ребенка, не считаясь с его возрастными возможностями и индивидуальными особенностями, что нередко ведет к возникнове­нию невроза, к отклонениям в развитии детской личности.

      4. Для разумной любви характерны стремление к пониманию внутреннего мира ребенка, его интересов, уважение к его личности. В то же время интересы и потребности отца и матери не приносятся в жертву их родительской любви, а сочетаются с удовлетворением интересов и потребностей ребенка, что является основой для формирования гармоничных, уважительных взаимоотношений взрослых и детей в семье.